gvy ([info]gvy) wrote,
@ 2006-12-15 11:46:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Current mood: contemplative
Current music:Riders On The Storm
Entry tags:altsp

А не сделать ли ALTSP?
Выловив очередную плюху в скриптах LTSP 4.2, в очередной раз испытал ощущение, что эту банку червей стоит расковырять на несколько вполне отдельных соображений и наработок, которые однако же собрать в кучку аккуратней, чем это, судя по всему, принято в ltsp.org.
Пойманное было запуском esd без -bind 0.0.0.0, когда он благополучно болтается на 127.0.0.1 и, естественно, имел в виду попытки подключиться с терминального сервера.

А ещё раньше припоминается дивный глюк с передачей X-серверу недокументированного параметра -vtconsole, который на поверку оказался ни разу не проверенным на валидность обрезком вывода команды tty в несколько неожиданной для автора скрипта ситуации -- LTSP, засунутый в контейнер (VE) OpenVZ, получил где-то вместо того же "/dev/tty" ужасное "/dev/console". И склеил ласты.

А ещё у них то ли xorg кривой, то ли ядро, но при железно работающих и сто лет в обед известных ATI 3D Rage Pro на 440BX трапаться вглухую на Firefox и OpenOffice.org -- это, извините, уже тоже достало.

Ещё пару TS'оводов, которые используют LTSP с ALT Linux, я знаю; минимум одного из них фиксить первое уже достало. Теперь скажите кто-нибудь, кто плавает здесь подольше -- что кажется более разумным:


  • взять 5.0, который теоретически и предназначен для интеграции с дистрибутивами, и попробовать прикрутить его к Sisyphus;
  • повыдёргивать полезные наработки вроде ltspfs и, возможно, lts.conf, а скрипты не столько аудитить, сколько переписывать (наверное, отталкиваясь от умения spt делать образы для загрузки по PXE для начала, поскольку ядра с поддержкой nfsroot/nfsswap в альте на сейчас мне неизвестны);
  • для начала посмотреть на 2X PXES или ThinStation?


PS:
http://lists.altlinux.org/pipermail/community/2006-October/185143.html
http://lists.altlinux.org/pipermail/sysadmins/2006-September/002446.html
(и с коллегами треплется понемногу автор thinstation)



(Post a new comment)


[info]kastaneda
2006-12-15 12:21 pm UTC (link)
IMHO, второй вариант - рациональнее.

(Reply to this)


[info]akhavr
2006-12-15 12:40 pm UTC (link)
Друге.

(Reply to this)


[info]soul_r
2006-12-15 12:54 pm UTC (link)
ка минимум, рабочие руки, знакомые с LTSP, найдутся

(Reply to this) (Thread)


[info]gvy
2006-12-15 01:38 pm UTC (link)
Взял тут ещё текущий Thinstation на поиграться. Но, наверное, уже со следующей недели.

А в том году на этом проект светит...

(Reply to this) (Parent)


[info]vitlav
2006-12-16 07:28 am UTC (link)
Уже который год очень актуальная тема. И в следующем году (через месяц!) тоже подобный проект светил.
Кстати, я уже запаковал lp_server - часть ltsp для печати :)
"поскольку ядра с поддержкой nfsroot"
А зачем nfsroot? Я всегда встраивал нужный код в initrd, и там всё монтировалось - обычное ядро и обычная система запускалась.

(Reply to this) (Thread)


[info]gvy
2006-12-16 07:35 am UTC (link)
> И в следующем году (через месяц!) тоже подобный проект светил.
Вот-вот, и мне тоже.

> Кстати, я уже запаковал lp_server - часть ltsp для печати :)
А я сейчас танцую с ltspfs -- оно уже даже под OpenVZ заработало (однострочник пошёл в апстрим), только пока в педально-вёсельном режиме: вместо какого subfs там _такие_ прыжки в ширину TS<->TC описываются...

> А зачем nfsroot? Я всегда встраивал нужный код в initrd
И потом mount /nfsroot и pivot_root в него, так?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vitlav
2006-12-16 07:59 am UTC (link)
Да, dhcp, mount, и потом pivot_root туда
Способ детекта сетевухи посредством перебора модулей оставляет желать лучшего :)

(Reply to this) (Parent)


[info]oxyum
2006-12-25 07:30 am UTC (link)
Я нынче потихоньку перехожу на initramfs... там вместо pivot_root идет команда switch_root.

Вообще сейчас я полностью буду писать с нуля аналог thinMaster от megm.ru... ибо у них нет готового решения, только куски несклеенного кода. :(

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]gvy
2006-12-25 05:20 pm UTC (link)
> Вообще сейчас я полностью буду писать с нуля
А я пока хожу вокруг thinstation. Сегодня, правда, долизывал последние штрихи в альтераторовых модулях для проектика одного -- не добрался зарядить.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]oxyum
2006-12-26 06:30 am UTC (link)
Да у меня то это уже принципиальный вопрос - за 3 года мне так и не дали доделать thinMaster.

Так что теперь я сделаю это, но с нуля и под другим именем!

(Reply to this) (Parent)


[info]gns_ua
2007-03-14 12:14 pm UTC (link)
> > А зачем nfsroot? Я всегда встраивал нужный код в initrd
> И потом mount /nfsroot и pivot_root в него, так?

так есть же чудесный stage2 aka propagator имени lioka

(Reply to this) (Parent)

Офф: с Новым Годом!
[info]magenta_13
2006-12-31 10:04 am UTC (link)
С Новым Годом!
Всего радостного Вам!

(Reply to this) (Thread)

Re: Он: с Новым Годом!
[info]gvy
2006-12-31 10:54 am UTC (link)
Спасибо, взаимно! :)

(Reply to this) (Parent)

что вышло по части LTSP4.2
[info]gvy
2007-01-18 03:11 pm UTC (link)
Если кому интересно, то итоги добивательства поддержки локальных
устройств имени LTSP в ALT отправлены в /i/S, /i/b/3.0, выложены
на http://paq.osdn.org.ua/~mike/RPMS/ltsp/ и задокументированы
здесь (местами с добавлением специфики OpenVZ, но её немного):

http://www.freesource.info/wiki/Dokumentacija/LTSP#h4100-4
http://www.freesource.info/wiki/AltLinux/Dokumentacija/OpenVZ#h3287-20
http://wiki.ltsp.org/twiki/bin/view/Ltsp/LTSP-42-LocalDev-ALTLinux

Желающие помочь с русскими буковками могут обратить внимание на
http://marc.theaimsgroup.com/?l=ltsp-discuss&m=116129934731292&w=2

---

Под текущий проект, видимо, пойдёт в этом виде; дальше буду смотреть по результатам общения с апстримами (в сторону LTSP5 или ThS).

(Reply to this)

что по части LTSP5
[info]gvy
2007-03-14 12:38 pm UTC (link)
Этим у нас сейчас озадачен led@, оно уже будто пытается грузиться (ещё не вполне успешно).

С русскими буковками -- см. на freesource.info про LTSP, уже дополнено.

(Reply to this) (Thread)

Re: что по части LTSP5
[info]gvy
2007-06-22 11:27 pm UTC (link)
http://www.freesource.info/wiki/Dokumentacija/LTSP5

Сполняет.

(Reply to this) (Parent)

installer: status beta
[info]gvy
2007-10-10 07:30 pm UTC (link)
Ночью сюда должен добраться ltsp-cd-20071010.iso, который устанавливает десктоп с KDE и настроенным на 192.168.0.1/24 LTSP5 -- предполагается, что используется две сетевых варты, одна из которых эксклюзивно нагружена сегментом с терминалами (маршрутизировать их всё равно никуда не надо).

Если кому припечёт другая схема или другой префикс (хотя эта весьма разумна и рекомендуется на практике как нами, так и ltsp.org) -- придётся также заглянуть в /etc/dhcp/dhcpd.conf, /etc/hosts, /etc/xinetd.* и, кажется, ещё куда-то. Рулилка префиксом в планах, но не с первым приоритетом.

Один из дальнейших запланированных milestones -- получение и обобщение OpenVZ template cache; другой -- поддержка печати на локальные принтеры.

Огромное спасибо led@altlinux за пакеты ltsp5-*, ему же и sr@ -- за регулярное и крайне уместное снятие меня с ручника ;-)

(Reply to this) (Thread)

Re: installer: status beta
(Anonymous)
2007-10-31 08:08 am UTC (link)
Здравствуйте.
скачал Ваш дистр. нужен терминальный сервер для работы с 1С (хочется попобовать на свободной ОС), вопрос - после инсталяции LTSP уже стоит? рабочий? как проверить?
просто второй машины с Линуксом пока нет. Как Виндой проверить?
DHCP сразу ставится, или настроено так что уже должен быть в сети?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: installer: status beta
[info]gvy
2007-10-31 08:55 am UTC (link)
Для 1С Вам ещё понадобится WINE@Etersoft, причём лучше проверять wine+1C отдельно, терминальную часть -- отдельно, и лишь по мере удовлетворённости кусочками их склеивать (мы-то проверяли уже).

После инсталяции LTSP уже стоит, рабочий, настроен на работу сервера с 192.168.0.1/255.255.255.0 (этот адрес и сеть при установке автоматически предлагается для второй сетевой карты, бишь eth1 -- см. прилагаемое README).

Подняты DHCP (строго для сети 192.168.0.0/24), TFTP, NFS, X11. Можно использовать и вместе с другим DHCP-сервером, если получается "отвесить" все терминалы на отдельный свич и соединить его через этот выделенный интерфейс -- получится рекомендованный вариант, заодно работающий "из коробки"; если требуется интегрироваться с уже существующей сетью и её DHCP-сервисом (например, железки разбросаны по этажам, а не собраны в одной комнате) -- картинка однозначно выходит за рамки возможностей коробочной настройки и переходит в плоскость компетенции администратора.

Бишь тогда придётся изучать документацию dhcpd и смотреть, как можно включить нужную часть /etc/dhcpd.conf в конфигурацию своего DHCP-сервера; если используется другая сеть (например, 10.x.y.0 или 192.168.1.0) -- придётся также модифицировать /etc/xinetd.conf, /etc/xinetd.d/tftp, /etc/exports, /etc/hosts и, возможно, ещё что-то (плюс добавить next-server в конфигурацию dhcpd, который обслуживает нужную часть сети, чтоб по TFTP/NFS шло на нужный хост -- или обеспечивать как минимум TFTP с того же сервера, где DHCP).

У нас в планах сделать конфигурацию префикса терминальной сети и хотя бы некоторое облегчение такой интеграции, но это ещё в будущем.

(Reply to this) (Parent)

Re: installer: status beta
(Anonymous)
2007-11-01 06:56 pm UTC (link)
На FOSS Expo очень впечатлили рассказы о ALTSP 5.
Бетту уже качаю... Интерестно когда будет релиз?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: installer: status beta
[info]gvy
2007-11-01 07:04 pm UTC (link)
Надеюсь, до Нового Года.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: installer: status beta
(Anonymous)
2007-11-01 07:19 pm UTC (link)
А где его искать?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: installer: status beta
[info]gvy
2007-11-01 07:20 pm UTC (link)
здесь вчера давал ссылки -- если Вы не про НГ, конечно. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: installer: status beta
(Anonymous)
2007-11-01 07:22 pm UTC (link)
НГ, конечно. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: installer: status beta
[info]gvy
2007-11-01 07:24 pm UTC (link)
Ну... это уж дело индивидуальное. :)

PS: вдогонку: релиз будет опубликован на ftp.altlinux.org и ftp.linux.kiev.ua/pub/Linux/ALT/4.0, насколько могу судить.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: installer: status beta
(Anonymous)
2007-11-01 07:29 pm UTC (link)
Будем ждать ...
ЗЫ. Просто вспомнилось : - Как говорил один великий человек "Надо ж--дать" :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: installer: status beta
[info]gvy
2007-11-01 07:33 pm UTC (link)
Ну... "ж--дать" порой помогает найти своё (и особенно обосновать при необходимости помощи коллег по фирме) время, но далеко не всегда способствует качеству.

Предыдущий год ALTSP делался потихоньку и в режиме "лучше позже, да лучше" -- как для себя. Результат на сегодня меня вполне устраивает, хотя его (разумеется!) есть куда улучшать. Он уже использован в нескольких проектах, но в режиме технологии, а не продукта.

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2007-10-31 08:13 am UTC (link)
если сравнить Вашу реализацию с Edubuntu, какие плюсы и минусы видите???
как хорошо и доступно реализовано в Вашем дистре??? если ставить будет не профи в Линуксе?

(Reply to this) (Thread)

мне сравнивать неудобно
[info]gvy
2007-10-31 08:43 am UTC (link)
Гм. Если честно, то последний раз, когда я смотрел на Edubuntu (месяц-два тому, это было 7.10beta5) -- оно *очень* долго устанавливалось[1] и не смогло загрузить терминал[2]. Хотя на терминале и пошёл было бутсплэш, какового мы к своему не прикручивали.

Поэтому толком посмотреть не удалось. Наше же[3] для меня, разумеется, встало минут за пятнадцать, поднялось и заработало (включая терминал)...

Технических различий довольно много -- мы не стали ограничивать пользователя одним вариантом, в который упёрлись убунтушники (ssh/ldm), и оставили поддержку XDMCP, поскольку нам было важнее работать с разными display manager'ами. Также решили оставить NFS root, поскольку это более экономичный по памяти _и_ сети вариант, чем упакованный образ.

[1] сервер на стенде: Sempron64 3000+, 512M, 80Gb SATA
[2] терминал на стенде: PIII-500, 64M, i440BX, набортные ATI Rage 4M, Intel EtherExpress Pro/100
[3] публичная бета 20071010 (UA-IX, RU)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: мне сравнивать неудобно
(Anonymous)
2007-10-31 09:04 am UTC (link)
Спасибо.
конфигурация терминала не совсем "мертвая". А на железе послабее как работать будет (Celeron~300-400)?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

конфигурация терминала
[info]gvy
2007-10-31 10:45 am UTC (link)
Ну это вполне живой десктоп, только покупался в Гамаке с минимумом памяти и без диска за ~$60 -- Compaq Deskpro EN SFF.

По опыту (не с этим вариантом LTSP, но технически то же самое) -- Cel300 более чем хватает.

Только своп сетевой обязательно нужно при использовании Firefox всяких -- сильно "надувают" X-сервер пиксмапами, он упирается в память и падает. Поэтому всё-таки если болтается 64M, то лучше их и оставить, а вообще ездили и с 32M на практике. (кстати, это разгадка озвученной в изначальном посте проблемы -- см. про XRAMPERC)

Вот меньше давно не пробовал -- когда-то пускал с мощного Pentium 90 с 24M Netscape 4.0.5 рисовать на 486/8M разве что. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: конфигурация терминала
(Anonymous)
2007-11-08 06:44 am UTC (link)
Здравствуйте.
В требованиях к Вашему дистрибутиву написано - наличие 2-х сетевых карт.
Зачем - 2-е???
и одну сетевую карту надо настроить на адрес 192.168.0.1 (при наличии DHCP сервера в сети), т.е. ее настроить вручную? а клиенты будут работать через какую сетевую карту? обе сетевые должны быть в одном сегменте сети?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: одна сетевая карта
[info]gvy
2007-11-08 09:15 am UTC (link)
> Зачем - 2-е?
Чтобы развести локальную сеть (куда "из коробки" должен смотреть eth0, настроенный сообразно) и терминальную. Это единственный известный мне разумный вариант не допустить "встревания" поднимаемого DHCP-сервера и остальных служб ALTSP в уже существующую сеть без ручного вмешательства администратора.

> и одну сетевую карту надо настроить на адрес 192.168.0.1

Если она смотрит на свич с терминалами (или локальную сеть, где DHCP нет) -- да; мы проверяли этот вариант.

> (при наличии DHCP сервера в сети)
См. чуть выше.

> а клиенты будут работать через какую сетевую карту?
Смотрите, что тут происходит.

Клиенту всё равно, его PXE ROM посылает DHCP-запрос на конфигурирование _своей_ сетевой карты. Какие сеть и default gateway DHCP-сервер скажет -- через такие и будет пытаться работать.

В конфигурации по умолчанию мы вешаем всё необходимое на адрес 192.168.0.1 из сети 192.168.0.0/255.255.255.0 (/24), это dhcpd, tftpd, nfsd и XDMCP. В принципе всё это можно растащить хоть по разным машинкам, но для этого лучше хорошо понимать как работу этих протоколов, так и нюансы/баги реализации в PXE-прошивках (например, некоторые карты не понимают next-server в ответе DHCP и всё равно попытаются загружаться по TFTP с DHCP-сервера, а не того IP, что им указали).

Документацию по протоколам и вообще очень неплохое введение в терминальные сети по-русски можно найти здесь (зеркало); ещё одна неплохая (довольно подробная, немного устаревшая) статья "по механике" -- здесь.

И раз уж ссылки -- то вот ещё вводная статья Саши Куприна "Терминальные системы на Linux".

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: одна сетевая карта
(Anonymous)
2007-11-08 10:10 am UTC (link)
при установке, DHCP сервер ставиться автоматически?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: одна сетевая карта
[info]gvy
2007-11-08 10:24 am UTC (link)
Да. Автоматически устанавливается, настраивается и запускается на 192.168.0.1/24; это описано в приложенном README.

(Reply to this) (Parent)

статьи и документация
[info]gvy
2007-11-09 09:51 am UTC (link)
Ещё неплохая статья про терминальные решения (в PDF здесь, с. 43 и далее).

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: статьи и документация
(Anonymous)
2007-11-12 12:53 pm UTC (link)
здраствуйте,
установил Alt linux с вашего дистрибутива, как проверить стоит ли LTSP?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: как проверить
[info]gvy
2007-11-12 02:00 pm UTC (link)
> с вашего дистрибутива
Это который ltsp-server-*.iso?

> как проверить стоит ли LTSP?
ls /var/lib/ltsp5/i586
netstat -pan | egrep '(dhcpd|xinetd|nfs)'

Первая команда покажет, сформировался ли chroot для терминалов (при успешной установке должен быть уже готов); вторая -- запущены ли необходимые сервисы.

Второй (более непосредственный) вариант -- если установили на систему с двумя Ethernet и второй остался сконфигурированным на 192.168.0.1/24 (как описано в README), то в него можно кроссом или свичом воткнуть ноутбук или что-либо ещё, умеющее загружаться по сети (зачастую для этого надо включить в BIOS опцию "Boot ROM" и выставить загрузку с сети первым пунктом или нажать F12 при начале вывода на экран).

Правда, в 20071010 ещё не добавили гигабитные карточки в список, поэтому новые буки/десктопы скорее всего недогрузятся. Это было исправлено чуть позже, но не публиковали, потому что в разобранном виде ряд других добавлений; сейчас делаем конфигуратор терминалов, некоторое время ISO печь не буду.

(Reply to this) (Parent)

beta2 (20071130)
[info]gvy
2007-12-04 09:03 pm UTC (link)
В пятницу свернул очередной образ, улучшения описаны здесь (выбор групп пакетов и примитивный конфигуратор особенностей обнаруженных терминалов). Доступен на ftp.linux.kiev.ua.

PS: на гигабитных PXE NIC не проверял, но _кажется_ -- должно работать, при сборке использовался обновлённый пакет ltsp5-server.

(Reply to this)

RC1
[info]gvy
2007-12-31 10:34 pm UTC (link)
анонс

С Новым Годом!

(Reply to this)


[info]_till
2008-10-31 12:20 pm UTC (link)
А кто-нибудь пробовал эти тонкие на железе http://www.nano-box.ru/page/product_thin ?
Там у них также свой софт для тонких клиентов предлагается на базе PXES linux.

(Reply to this) (Thread)


[info]gvy
2008-11-22 11:42 am UTC (link)
Не-а, но если туда уже воткнут nxclient -- кажется разумным взять Desktop да водрузить туда nxserver.

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…